Почему аромат слушают? Так принято говорить, и очень странно звучит словосочетание «понюхать запах». При этом именно нюхать духи можно и нужно. Как правило, в этих глаголах путаются многие.
С чем это связано? Такое странное разделение чувств восприятия, когда дело доходит до запахов, имеет несколько оснований. Это и парфюмерные традиции, и лексика многих языков мира, и даже личные предпочтения.
Образное выражение «слушать аромат» вошло в обиход еще в середине 19 века с подачи английского химика Джорджа Уилсона Пиесса. Ученый первым начал ассоциировать ароматы веществ с нотными гаммами и тем самым романтизировал парфюмерное дело.
Таким образом, основные типы эфиров соответствовали звуковым рядам. На основе этого соответствия при создании парфюмерной композиции определялись гармоничные либо дисгармоничные сочетания ароматов. Этот принцип используется и сегодня.
В настоящее время в аромакомпозиции принято выделять:
Исходя из этого современные парфюмеры фактически создают динамичные симфонии со сложными «нотами» и «аккордами» постепенно раскрывающихся ароматов. Появление в итоге законченной музыкальной палитры должно объяснять, почему аромат слушают, а не чувствуют. Эту аналогию также можно объяснить логически.
Как известно, человек воспринимает окружающую действительность пятью видами чувств:
Соответственно, за восприятие запахов отвечают обонятельные рецепторы. Однако аромат мы не нюхаем, а ощущаем, ведь это не какой-то конкретный объект, результат происходящих химических процессов. Источник же запаха (например, флакон туалетной воды) вполне можно и понюхать.
При выборе парфюма покупатель оценивает его оттенки и характер раскрытия ароматной гаммы. При этом работают не только обонятельные рецепторы. Задействуются более глубокие умственные процессы, возникшие в результате развития обонятельного речевого аппарата. В нашей речи отсутствует определение, описывающее восприятие запахов, поэтому приходится оперировать нейтральными словами типа «слушать», «ощущать», «чувствовать».
Ароматы окружают человека всегда и везде. Но при этом отдельные запахи мы улавливаем и распознаем при участии активной мозговой деятельности. Именно мозг посылает рецепторам обоняния сигналы, формирующие ту или иную реакцию на отдельные ароматы. Таким же свойством обладают, например, звуки, воздействующие на слуховые рецепторы. И на резкую музыку, и на слишком навязчивый запах мы реагируем примерно одинаково. Это возникает из-за раздражения нервной системы, порой приводящего к блокировке рецепторов. Приятные запахи и звуки, напротив, вызывают у нас положительные эмоции.
Такое очевидное сходство позволяет понять, почему говорят «слушать аромат», а не «нюхать аромат». Эта речевая норма допустима даже в профессиональной речи. При описании действий, эмоций и чувств, однако, важно придерживаться лексической логики, когда слова не будут противоречить изначальному смыслу.
Так называют глаголы, описывающие восприятие запахов. Набор этих слов в нашем языке весьма скуден. То же самое относится к описанию восприятия другими органами чувств, за исключением разве что зрения. Действительно, с помощью глаз мы получаем примерно 80 % всей информации об окружающей действительности. Мы можем видеть, смотреть, глядеть и т. д. В целом есть масса глаголов, описывающих в прямом или переносном смысле восприятие мира глазами.
Остальная часть информации воспринимается нами через три других канала примерно в равной степени.
Восприятие последнего мы не можем описать каким-либо одним глаголом. Например, вкушать — это значит с удовольствием принимать пищу, но не ощущать его вкус. Стоит отметить, что в процессе восприятия вкусовых качеств в значительной мере участвует и обоняние. Оно позволяет нам разделять горькое, кислое, соленое, сладкое и особый вкус «умами».
Глагол «обонять» восходит к старославянскому «воняти». В бытовой лексике он используется редко. Чаще мы его заменяем словами «нюхать», «вдыхать», «ощущать». В словаре Даля имеются также синонимы «слышать» и «слушать». Выбор того или иного глагола определяется нами интуитивно, в зависимости от ситуации, поскольку каждое слово наделено собственными семантическими характеристиками. Например, мы нюхаем (обоняем) какой-либо предмет, являющийся источником выраженного запаха.
Собственно ароматы мы можем ощущать, чувствовать, слышать. Если человек обращает внимание на какой-то запах, то говорят, что он принюхивается.
Иначе выражаясь, всеми указанными глаголами описывается либо направленное действие, либо восприятие. Если продавец парфюмерного магазина предлагает послушать новый аромат, это не будет являться речевой ошибкой. Напротив, консультанты при общении с посетителями стараются избегать слова «нюхать» как слишком физиологичного и не соответствующего контексту утонченной парфюмерии. Даже глагол «пахнуть» признан нежелательным. Вместо него стоит использовать слово «благоухать».
Тем не менее, профессиональные филологи и лингвисты с некоторым пренебрежением относятся к таким словарным заменам, особенно когда они декларируются как обязательные.
Помимо указанных глаголов «обонять», «нюхать», «тестировать», «вдыхать», «слышать» и «слышать» в речи парфюмеров изредка проскакивает англоязычное слово «смеллить».
«Слушание» аромата в настоящее время признается таким же естественным процессом, как и прослушивание музыки. Ранее синестезия считалась нарушениям восприятия, теперь же ее относят к норме. Способность воспринимать запахи как звуки дарит человеку огромные возможности для утончения вкуса. Неслучайно синестезия активно использовалась деятелями искусств. Ярким примером является писатель Владимир Набоков — он наделял буквы цветами.
В музыке подобным приемом орудовали Римский-Корсаков и Скрябин. Последний впервые окрасил музыкальные произведения в цвета. Например, в симфонии «Прометей» дополнительно участвовала «цветовая» клавиатура, где разным тонам соответствовали определенные цвета. Такое соответствие формировалось на основе личного восприятия композитора. Партия «цвета» обычно исполнялась женой Скрябина.
Сравнение запахов со звуками связано прежде всего с трудностью их описания другими способами. В бытовых условиях приходится пользоваться аналогиями. Например, предмет может иметь запах розы или дождя. Иногда ароматы описываются через вкус (сладкий, кислый) либо через телесные ощущения (холодный, бархатистый). Когда же сравнение идет с нотами и аккордами, люди начинают «слышать» запахи.
Такая синестезия глубоко укоренилась в парфюмерном искусстве. Каждый аромат можно интерпретировать через звук или через иной аромат. «Звучать» начинают даже запахи воды и воздуха.
Помимо нот и аккордов парфюмеры пользуются описательными характеристиками других видов искусства. К примеру, аромат Bvlgari Aqva Divina создавался под влиянием картины Боттичелли «Рождение Венеры», в то время как Аня Рубик создавала свой первый аромат под явным впечатлением черно-белых фотографий Роберта Мэплтона. Наконец, оперное искусство повлияло на рождение парфюмерной композиции Cio Cio San Parfums MDCI, а балетная пластика — на появление Precision & Grace от Гезы Шоена.
Особо активно эксперименты в области синестезии внедряются в ольфаторно-вкусовых параллелях. Шеф-повара охотно пользуются парфюмерной терминологией при описании своих блюд. Достаточно хорошо это заметно в меню британских ресторанов. В рамках синестетических проектов организуются коллаборации парфюмеров с поварами, дизайнерами, музыкантами и галеристами. Результатом такой деятельности являются выставки и инсталляции, где наглядно показывается связь запаха с цветом и вкусом.
Так, разработанный аромат Penhaligon’s Ostara весной 2015 года вдохновил владельцев английского паба The Quince Tree на включение в меню особых лимонно-медовых эклеров, чизкейков с оттенками меда, фиалковых капкейков и сэндвичей на основе шафранового меда. Общими чертами данных блюд являлось обыгрывание медово-ягодных нот и нарцисса как основного цветка парфюмерной композиции Penhaligon’s Ostara.
Похожая синестетическая коллаборация возникла и между компаниями Byredo и Oliver Peoples. Парфюмерный дом и бренд очков решили совместно разрабатывать продукты на грани обоняния и зрения. Для этого тщательно изучались виды Лос-Анджелеса сквозь цветные линзы. Полученные цветовые впечатления реализовывались компаниями в виде ароматов. Так появились наборы, включающие в себя солнцезащитные очки Oliver Peoples и духи Byredo.
В состав сложного аромата входят три группы нот (аккорды): верхние, средние и нижние (базовые). Совместно они формируют композицию, которая подобно музыкальному произведению непрерывно течет и развивается. Поэтому вместо глагола «нюхать» в парфюмерии уместнее употреблять глагол «слушать».
Следует помнить, что «звучать» может лишь какой-то конкретный аромат. Он воплощается в виде духов внутри флакончика или блоттера — именно их нужно нюхать, а не слушать. Это лишь источник запаха. Поэтому говорить «послушайте эти духи» будет уже некорректно.
Чтобы не ошибиться в употреблении тех или иных слов, стоит придерживаться простого правила. Нужно строить фразу, отталкиваясь от формулы: «понюхайте духи, слышите, как пахнет этот аромат?». Усвоив эту конструкцию, каждый человек легко запомнит, почему говорят «слушать аромат» а не «чувствовать». Прежде всего это необходимо знать продавцам в парфюмерных магазинах. Обычному человеку в принципе простительно использовать более привычный ему глагол.
Однако в парфюмерной сфере сравнивать аромат с нотами — это вполне обычное дело. Как уже говорилось, во многих языках попросту отсутствуют более точные слова для описания восприятия запахов. Проще приравнивать этот процесс к прослушиванию музыки. Дополнительный стимул здесь придало причисление разработки ароматов к искусству. Парфюмеры оказались своего рода творцами и стремились возвысить результат своего труда с помощью ассоциаций с музыкальным творчеством.
Ольфакторным называют обонятельный слух, который подобно музыкальному можно развить. Так, многие родители отдают своих детей в музыкальные школы с раннего возраста. Они делают это, чтобы воспитать в своих чадах музыкальный слух. Подобным образом, хотя и не столь массово, работают профессиональные парфюмеры.
Как и в случае с музыкальным слухом, обонятельная (ольфакторная) память наиболее податлива для развития именно в раннем детстве. По этой причине, кстати, в мире наблюдается дефицит истинных парфюмеров, которые воспитываются преимущественно по схеме «от отца к сыну». Даже профессиональных виноделов сегодня больше, не говоря уже о художниках, композиторах, архитекторах и ювелирах. С другой стороны, как раз к виноделию парфюмерное искусство ближе всего.
Интересное мнение есть у некоторых лингвистов. Они убеждены, что склонность человека использовать тот или иной глагол применительно к восприятию определяется превалирующим типом восприятия у этого человека. Например, аудиофил, скорее всего, будет именно слушать и слышать запахи.