О чем речь? Влияние запахов на человека заключается в установлении ассоциаций с тем или иным объектом. Так, например, цветочные ноты вызывают чувство радости и умиротворения, а аромат свежего хлеба пробуждает ощущение комфорта и уюта.
На что обратить внимание? Ароматы и их влияние на психологию человека можно использовать в маркетинге. Правильно подобранный коммерческий запах помогает клиенту принять положительное решение о покупке, мотивирует возвращаться снова и тем самым повышает его лояльность к компании.
Запах представляет собой летучие молекулы различных химических компонентов. Воздействие этих веществ на человека происходит, когда он делает вдох, и в носовую полость поступает воздух, содержащий такие частицы. Вещество, находясь в обонятельной области, улавливают специальные рецепторы.
Затем они передают в мозг информацию о запахе: его интенсивность, качество, время воздействия. Эти сигналы поступают в обонятельную луковицу в мозге, а затем передаются в полушария, и у человека образуется определённое ощущение. Обонятельный сигнал вызывает эмоциональный отклик и реакцию на запах, за это отвечает лимбическая система.
Лимбическая система определяет эмоции человека, память, сны, влечение к противоположному полу, поэтому можно говорить о влиянии запахов на состояние человека. Также сигналы поступают в гипофиз, ответственный за выработку гормонов, от которых зависит рост, обмен веществ и способность к размножению. Ещё запахи влияют на наружную часть мозга, ответственную за сложные мыслительные функции.
Влияние запахов на человека используется уже довольно давно, и не всегда это идёт на пользу людям. Доказательства воздействия различных раздражителей (включая запах) на состояние людей привёл физиолог Д.И. Шатенштейн в 1939 году. Использование запахов для воздействия на поведение человека используется повсеместно.
Например, японские исследователи установили, что с помощью запаха лавандового масла можно вызвать у людей состояние, напоминающее эйфорию. Эксперименты показали, что путём распыления лавандового аромата в супермаркетах вырастает процент потребления: покупатели приобретают на 20% больше. Поэтому, скорее всего, мнение о том, что в магазинах специально распространяются определённые ароматы – не миф.
У многих людей случалась примерно такая ситуация: придя в крупный магазин, они покупали не только запланированные товары, и в большем количестве, чем собирались. А иногда человек и сам удивляется, когда обнаруживает дома, что среди его покупок оказались совершенно не нужные ему вещи.
Поскольку влияние запахов на эмоции человека очень сильное, можно спровоцировать любую из них без других стимулов. Данная технология применима в различных сферах деятельности. Например, аппетит усиливается от запаха груши. Значит, можно использовать его в кафе и ресторанах, чтобы увеличить объём заказанных посетителями блюд.
У запаха лимона другое действие: он вызывает снижение активности головного мозга и повышает уровень агрессивности. Такое сочетание позволяет использовать аромат для того, чтобы подтолкнуть человека к спонтанному действию. Подобрать подходящий аромат можно для стимулирования практически каждой эмоции или поведенческой схемы.
Как происходит влияние запахов на организм человека с точки зрения биохимических процессов? Молекулы ароматического вещества проникают в гипофиз. Это железа внутренней секреции, находящаяся в головном мозге, ответственная за обмен веществ и производство гормонов. Именно от выработки гормонов зависит, какие химические реакции происходят в мозге человека и какие эмоции это вызовет.
В зависимости от того, какие молекулы попали в гипофиз, вырабатываются определённые гормоны, и это определяет поведенческую реакцию. Таким образом можно настроить организм человека на сон или, напротив, увеличить работоспособность, взбодрив нервную систему. Можно успокоить человека с помощью аромата, а можно вызвать агрессивную реакцию.
Различные запахи могут стимулировать усиленный аппетит, вызвать сексуальное влечение, страх, эйфорию. Таким способом можно даже уменьшить критическое восприятие при подаче той или иной информации. Можно сделать вывод, что запахи, несмотря на невидимость, можно использовать как мощное средство управления людьми.
Существует течение маркетинга, которое изучает возможности применения ароматов для привлечения покупателей. Это современное направление называется аромамаркетинг. Положительное влияние запахов на человека с точки зрения маркетологов – это когда аромат заставляет клиента принять решение о покупке или стимулирует к приобретению большего количества товаров.
В наши дни аромамаркетинг стал эффективным инструментом, позволяющим развивать бизнес. С помощью ароматов привлекают клиентов, повышают их заинтересованность, увеличивают продажи, создают положительный имидж магазина. Благодаря этому бизнес выходит на новый уровень. Распылять различные ароматы в помещениях магазинов и салонов стали ещё в прошлом веке, но только в начале двухтысячных годов под это подвели научную основу и стали использовать возможности аромамаркетинга с целью развития бизнеса.
Многие люди скептически относятся к возможностям влияния запахов на состояние человека. Чтобы разрешить сомнения, в последние годы проводились различные исследования в этой сфере. В них принимали участие как крупные магазины известных брендов, так и небольшие торговые точки. Выяснились следующие преимущества использования аромамаркетинга:
В чём заключается секрет эффективности аромамаркетинга? Следует вспомнить, что людям давно известно влияние запахов на настроение человека, а также то, что самочувствие улучшается при вдыхании приятных ароматов. Одни способны расслабить и уменьшить чувство усталости, другие – повышают активность и помогают концентрации внимания. Человек в состоянии различать до нескольких тысяч различных запахов.
Уникальность метода воздействия на покупателей путём ароматов в том, что это работает лучше, чем разнообразная реклама. Человек может не заметить баннер, не прислушаться к рекламному объявлению или пропустить ролик по телевизору. Но привлекательный кофейный аромат или запах свежей выпечки проигнорировать невозможно, и покупатель, скорее всего, захочет зайти в помещение, откуда разносятся ароматы.
Если прислушаться к выводам специалистов, с помощью аромамаркетинга можно не только обратить внимание потребителя на своё предприятие, но и задержать покупателей в помещении магазина. Положительные ассоциации, возникающие у клиентов путём эмоционального отклика на запах, приводят к тому, что бренд вызывает доверие. Также торговая точка может убрать те запахи, которые вызывали неприятие и отталкивали клиентов. В аромамаркетинге сейчас появились несколько направлений, и каждое из них может использоваться для развития бизнеса, связанного с торговлей или оказанием услуг.
Обычно влияние запахов на человека учитывают, ароматизируя воздух в помещении для продаж, чтобы привлечь клиентов. Но существует намного больше направлений аромамаркетинга.
Иногда необходимо избавиться от некоторых запахов, в основном – неприятных. Например, запах сырости в подвальных помещениях или запах гари в местах, где готовят пищу. Бывают случаи, когда нужно устранить даже приятный запах, когда он неуместен в данном помещении и будет отвлекать. Например, в нотариальной конторе не нужен аромат ванили, который доносится из кафе по соседству.
Используя профессиональные системы, можно не только нейтрализовать ненужные запахи, но и наполнить воздух в помещении свежестью и едва уловимым ароматом.
В этом направлении применяется сразу несколько ароматов, выполняющих различные функции:
В аромадизайне зачастую используются не готовые аэрозоли, а уникальные композиции. Разработанные специально для бренда.
В этом случае используют положительное влияние запахов на настроение человека во время различных мероприятий, например: бизнес-встречи, праздника или распродажи. Существует также такая разновидность временной ароматизации, как сезонная. В помещении распыляют аромат, который вызывает ассоциации с определённым временем года.
У этого направления есть нечто общее с аромадизайном. Разница в том, что специальный аромат используется не для зоны торгового помещения, а для конкретного продукта, линейки продуктов или продукции определённой компании. У клиента должна образоваться чёткая взаимосвязь бренда с конкретным ароматом.
Чтобы расположить к себе деловых партнёров, можно сделать им в конце значимых переговоров ароматизированные подарки. Также сувениры с «корпоративным ароматом» могут быть бонусом для клиентов за крупную покупку.
Нужно знать ряд важных правил, чтобы правильно применять аромамаркетинг. Прежде всего, нужно создать положительное первое впечатление, поэтому специально подобранный аромат должен воздействовать на клиента ещё при входе в вашу организацию.
Поскольку важно, чтобы нужные запахи поддерживали у клиентов приятные эмоции, они должны использоваться не только у входной зоны. Если прислушаться к специалистам, они рекомендуют ароматизировать зону возле касс и примерочные кабины. Если речь идёт не о магазине, то аромат должен присутствовать на ресепшене, в зоне отдыха и других местах, где посетитель может успокоиться и получить нужный настрой.
Как установлено, влияние запахов на психику человека может быть самым разным. По мнению специалистов, в определённых сферах бизнеса лучше всего использовать следующие ароматы:
Принимает решение о том, какой запах использовать для своей организации, в первую очередь сам заказчик. Существуют различные компании, которые предлагают свои услуги по разработке или подбору ароматов, подходящих тому или иному бизнесу.
В самом деле, у людей бывает аллергия на различные запахи. Чтобы предотвратить такое влияние запахов на организм человека, компания Sun Scents использует не эфирные масла, а синтетические ароматизаторы.
Различные запахи вызывают такие эмоции, как радость, умиротворение, а также могут пробудить воспоминания об определённом месте, событии или человеке.
Можно привести несколько примеров: в самолётах авиалинии Singapore Airlines используется цветочно-цитрусовый аромат; для компании Apple специально разрабатывался аромат, который ассоциируется с распаковкой коробки MacBook. В верхнюю часть банки Nescafe добавляется ароматизатор, чтобы во время открытия разносился запах только что смолотых кофейных зёрен.