О чем речь? Запах бергамота – тонкий цитрусовый, получаемый путем отжима эфирного масла плодов дерева, произрастающего на юге Италии. Помимо натурального ароматизатора, в парфюмерии и пищевой промышленности используются и синтезированные ароматы.
Как используется? Основное применение запах бергамота нашел в парфюмерии еще в XVIII веке. Он и по сей день используется в разных душистых композициях. Эфирное масло бергамота также применяется в медицинских целях, а запах является неотъемлемой частью аромамаркетинга.
Родина дерева с бергамотовыми апельсинами – Юго-Восточная Азия. В настоящее время оно выращивается преимущественно на юге Италии, в Калабрии. Здесь сосредоточено около 80 % всех деревьев мира, но встретить бергамот можно на побережье Слоновой Кости, что на юге Франции.
Это интересно: свое название бергамот, имеющий уникальный, ни с чем не сравнимый запах, получил от Бергамо – итальянского города в Ломбардии, в котором бергамотовое масло было продано впервые. Созревая, эти фрукты приобретают желтую окраску, а на вкус они похожи чем-то на грейпфрут, чем-то – на обычный апельсин.
На что похож запах бергамота? Масло имеет цитрусовый аромат с цветочно-пряными нотками. Если представить себя гуляющим по апельсиновой аллее в солнечной Италии, не сложно будет догадаться, почему аромат бергамота такой узнаваемый и запоминающийся. Если говорить об описании запаха бергамота, то стоит обратиться к культовому сорту английского чая Earl Grey. Именно он как нельзя лучше передает этот терпкий, освежительный, древесно-травянистый аромат.
Мало кто знает, что бергамот является искусственно выведенным сортом цитруса – гибридом померанца и цитрона, появившимся изначально в Юго-Восточной Азии, а позднее завезенным в Италию и доведенным до совершенства в регионе Бергамо.
Бергамот выращивается в особых условиях – растение нетерпимо к заморозкам, а снижение температуры ниже +3 может стать для него губительным. Хрупкие цветы боятся весенних ветров, а летний зной и засуха могут спровоцировать сброс деревом невызревших маленьких плодов, содержащих очень маленькое количество масла. Именно поэтому Италия является основным производителем эфирного масла бергамота. Ежегодно здесь, при условии отсутствия климатических катаклизмов, начиная с 1925 года, производится около 150 тонн данного продукта.
Добыча бергамотового масла осуществляется посредством переработки целых апельсинов в специальном оборудовании, соскабливающем часть кожуры вместе с маслом. После этого сырье фильтруется для отделения масла от твердых частиц и воды. Масштабная переработка этих апельсинов выполняется на инновационном оборудовании, а мякоть при этом используется для получения лимонной кислоты – дополнительного товарного продукта. Выход бергамотового масла составляет примерно 0,5 % от массы переработанных плодов.
Длительное время был известен лишь приблизительный химический состав масла плодов бергамота. По результатам химического анализа стало ясно, что в нем содержится большое количество сесквитерпеновых и моноуглеводов, линалоола, линалилацетата. Более детальные исследования проводились, но результаты не публиковали. Скорее всего, потому что компании, их проводившие, хотели создать имитацию эфирного масла бергамота, схожую с природным оригинальным продуктом. Подобные композиции возникли в 60 годах ХХ столетия, а детали химического состава были опубликованы только в начале 80-х.
Так, масло бергамота содержит 175 компонентов, концентрация 26 из них составляет более 0,1 % и суммарно 96 % от общего веса готового продукта. В сравнении с другими маслами из кожуры цитрусов, в нем содержится около 55 % суммы линалоола и линалилацетата. Более того, известно, что по мере созревания плодов количество линалоола снижается, а линалилацетата, напротив, увеличивается. Лимонена в бергамотовом масле – от 23 до 32 %, цитраля – 0,6 %, гамма-терпинена – 5–11 %. Запах во многом зависит от наличия сесквитерпенов (в том числе 0,6 % бета-бисаболена и 0,3 % альфа-бергамотена) и кислородсодержащих сесквитерпеноидов (фарнезола, бисабололов, неролидола) в его составе.
Неожиданностью было то, что в составе масла был выявлен жасмон, а присутствие в продукте, добываемом по технологии холодного прессования, вещества бергаптен (от 0,3 % до 0,4 %) вызывает фототоксическую реакцию при попадании масла на кожные покровы. По этой причине в некоторых случаях бергамотовое масло очищается от него и аналогичных фурокумаринов по технологии вакуумной ректификации.
Так какой же запах у бергамота? Масло этих плодов представлено желтовато-зеленоватой жидкой субстанцией, обладающей приятным пряным ароматом. На вкус она горькая. Очищенный методом ректификации продукт имеет практически бесцветную окраску.
В 1973-м RIFM опубликовало результаты исследований обоих сортов бергамотового масла. Продукт, полученный методом холодного прессования, отличался острой токсичностью, в виде 30 % раствора в петролятуме он не вызывал сенсибилизации на покровах. Но обнаружилась четкая фототоксическая реакция на коже человека, а также при испытаниях на животных. Фотодерматит возникает из-за масла 5-метокси-псоралена (бергаптена), характеризующегося поглощением в УФ-спектре при 312–320 нанометров. Бергамотовое масло, очищенное методом ректификации, не фототоксично. Мониторинг 5-метокси-псоралена по ультрафиолетовому спектру показал отсутствие данного вещества в пределах ошибки определения (0,001 %).
Запах бергамота в парфюмерии стал практически обязательным с конца 18 столетия. Масло использовалось почти во всех парфюмерных композициях, в том числе одеколонов и духов. Только с 1992-го комиссией IFRA был ограничен ввод продукта, созданного методом прессования, пределом 0,4 % из расчета на массу готового парфюмерного изделия, что отвечает концентрации в композиции в 2 % (для духов, в составе которых содержится ее 20 %), по причине фототоксического действия. Однако потребность в эфирном масле бергамота для задач парфюмерной индустрии превышает возможности итальянской Калабрии.
В прайс-листах 1998 года перечислены несколько сортов эфирного бергамотного масла с ценами от 140 до 340 французских франков за килограмм. Скорее всего, недорогие сорта готовят из производственных отходов или опавших плодов. Возможно, что эти масла разбавлены другими цитрусовыми.
Влияние запаха бергамота на человека антидепрессантное, тонизирующее, успокаивающее. Это масло обладает большим количеством целебных свойств: антисептическим, инсектицидным.
Оно оказывает благотворное влияние на память, ускоряет выздоровление при респираторных заболеваниях. Тогда как в индустрии парфюмерии основным фактором выступает именно аромат, применение масла в лечебных целях характеризуется тщательным химическим анализом, в том числе измерением ультрафиолетовых спектров.
Запах бергамота в ароматерапии благотворно влияет при лечении депрессивных расстройств, а масло используется для терапии кожных воспалений, порезов и ран. Запрещено применять его для массажа, если пациент планирует после процедуры пребывать на солнце. Продукт рекомендуют хранить в прохладном темном месте, в защищенных от света емкостях.
Рассмотрим основные влияния данного уникального запаха на психоэмоциональную систему:
Это интересно! Бергамот обладает горчинкой, не свойственной прочим сладким цитрусам. Она-то и является «зацепкой» – вдохновителем для выхода из «горьких» состояний и эмоций.
Масло бергамота имеет нежный, терпковатый, свежий, с бальзамическими нотами запах, придающий уверенность, возбуждающий воображение, побуждающий к креативу, улучшающий настроение и повышающий коммуникативные качества человека. Оно отлично подходит для всех типов помещений, нацеленных на улучшение сервиса и заботы о клиенте.
Его можно услышать в различных парфюмах – от традиционного «Шипра» до культового «Шалимара». Он часто встречается в шипровых, восточных, свежих ароматах. Абсолютно по-мужски он ощущается в «Новой Заре», «Наполеоне», а в «Yves Saint Laurent» и «La Nuit de L'Homme» нежно дополняет тмин, ветивер и кардамон.
Часто его путают с запахом лимона, но они пахнут совершенно иначе: последний более острый и кислый, а бергамот – цитрусовый, светлый и часто пряный.
В парфюмерной индустрии запах бергамота используется с начала ХХ столетия, из-за чего он стал неотъемлемой частью более 22 000 композиций от ведущих мировых брендов.