О чем речь? Выявление потребности клиента необходимо для увеличения продаж и повышения лояльности покупателей. Зная, что беспокоит потребителей, компания формирует точное предложение, улучшает качества продукта и может эффективно отрабатывать возражения.
На что обратить внимание? Для выявления потребностей используют различные вопросы и методы, основанные на них, например, техники СПИН, СОПРАНО. Также проводят анализ ключевых слов, конкурентов и соцсетей.
Потребность - это внутреннее чувство недостатка чего-либо, которое может быть вызвано различными факторами. В сфере продаж потребность - это желание клиента приобрести товар или услугу для удовлетворения своих нужд.
Эти нужды могут быть самыми разнообразными: от базовых, таких как голод или жажда, до более сложных, связанных с самовыражением, статусом или комфортом. Потребности могут возникать как под влиянием внутренних факторов (физиологические потребности), так и внешних (социальные факторы, реклама).
Часто продавцы делают одну и ту же ошибку: они рассказывают о тех характеристиках товара, которые кажутся им важными. Однако для покупателя ценность этих характеристик может быть совсем другой. На первом месте для клиента всегда стоит решение его конкретной проблемы или удовлетворение его потребности.
Например, вы продаете ковры и акцентируете внимание на их долговечности и красивом дизайне, но для покупателя главное, чтобы новый ковер гармонично вписался в интерьер гостиной и подчеркнул его статус. Если вы не будете говорить о том, что именно интересует клиента, то есть риск потерять его.
Чтобы успешно продать товар, важно понять, что именно движет покупателем. Узнайте, какую потребность он хочет удовлетворить с помощью вашего продукта, и вы сможете подобрать наиболее эффективные аргументы для продажи. Именно это и является главной целью выявления потребностей клиента.
Принимая решение о покупке, клиенты руководствуются такими факторами, как:
К рациональным потребностям человека относятся такие базовые потребности, как безопасность, комфорт и надежность. Это те потребности, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности. При обращении к рациональным потребностям, акцент делается на функциональности товара.
Например: "Эта куртка изготовлена из специального материала, который не пропускает холод и отводит влагу, поэтому вы всегда будете чувствовать себя комфортно".
Следовательно, стремление к престижу и новизне — это эмоциональные потребности человека. Продукт, который их удовлетворяет, должен отражать ценности и мировоззрение покупателя.
Многие крупные бренды, такие как Apple, успешно воздействуют на эмоции своих клиентов. Например, владение продукцией Apple ассоциируется с успехом и особым статусом. Они транслируют идею: "Выбирая Apple, ты подчеркиваешь свою уникальность и принадлежишь к особому кругу людей".
Потребности также можно разделить на две группы: сопряженные и не сопряженные.
Сопряженные — это те потребности, которые связаны между собой, как звенья одной цепи. Удовлетворив одну потребность, человек сразу же сталкивается с новой. Например, купив обувь, покупатель может захотеть приобрести крем для обуви или новые шнурки. Аналогично, владелец нового автомобиля, скорее всего, захочет установить охранную систему и купить коврики в салон.
Несопряженные потребности — это отдельные, разовые желания. Например, утренний кофе или импульсивное желание приобрести понравившиеся часы.
Такие вопросы можно разделить на четыре основных типа:
Вопросы, требующие подробного ответа и позволяющие глубже выявить потребности клиента. Они обычно начинаются со слов "почему", "зачем", "как" и других вопросительных слов, побуждающих к развёрнутому ответу.
Например: "Какие критерии для вас наиболее важны при выборе автомобиля?", "Какую функциональность вы бы хотели видеть в новой кухне?", "Для решения каких задач вам нужен компьютер?"
На вопросы, требующие ответа "да" или "нет", менеджер получает краткую информацию для уточнения деталей заказа, готовности клиента к презентации и прочее.
Например: "Правильно ли я понял, что вас интересует двухкамерный холодильник серого цвета?", "Вы знакомы с нашими предложениями?", "Такое решение вас устраивает?".
Вопросы, предлагающие несколько вариантов ответа. С их помощью продавец направляет клиента к нужному решению.
Например: " Вам удобнее, чтобы я перезвонил сегодня или завтра?", " Для вас предпочтительнее оплатить сейчас или оформить рассрочку?", " Какой вариант вас интересует больше: кровать или диван?".
Используя эти вопросы, менеджер может точно выявить потребности клиента, опираясь на уже имеющуюся информацию. К таким вопросам относятся:
Существует множество техник выявления потребностей клиента. Все они, как правило, основаны на умелом использовании различных типов вопросов. Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных методов.
Техника воронки вопросов позволяет плавно переходить от общих вопросов к более конкретным, постепенно сужая круг возможных вариантов и подталкивая клиента к принятию решения о покупке.
При таком подходе проходят такие этапы для выявления потребности клиента:
При работе с воронкой вопросов важно быть гибким. Каждый последующий вопрос должен логично вытекать из ответа клиента. Готовый скрипт здесь не подойдет, так как ситуации бывают разные. Продавец должен уметь адаптироваться и подбирать вопросы индивидуально для каждого клиента.
Воронку вопросов активно используют в продажах, особенно при консультировании клиентов, а также в сфере товаров повседневного спроса (FMCG).
Название этой техники — акроним, составленный из первых букв категорий используемых вопросов:
Метод СОПРАНО подразумевает глубокое погружение в диалог с клиентом. Чтобы эффективно применять этот метод, продавец должен быть экспертом в своей продукции и сфере ее использования. Кроме того, необходимо иметь полное представление о конкурентах и их предложениях на рынке.
Обычно этот метод выявления потребностей клиента используют в продажах сложных и дорогостоящих товаров или услуг, например, в B2B-сегменте или премиум-классе.
Техника СПИН построена на психологическом воздействии. Задавая определенные вопросы, она направляет мысли клиента в нужное русло, подталкивая его к осознанию необходимости покупки.
Техника СПИН подразумевает последовательное применение следующих вопросов для выявления потребностей клиента:
Этот метод основан на том, что продавец помогает клиенту самому осознать необходимость покупки.
Техника СПИН особенно полезна при заключении крупных сделок, помогая успешно преодолевать возражения клиентов. Ее часто применяют при продаже сложных и дорогостоящих продуктов.
Для выявления потребностей клиента можно использовать информацию, найденную в сети Интернет. Например, полезными могут быть следующие исследования:
При анализе потребностей клиентов на основе интернет-данных следует помнить, что полученная информация является неполной и не всегда соответствует действительности. Собранные в интернете сведения можно рассматривать как предположение, требующее подтверждения в ходе непосредственного общения с клиентами.
Выявление потребностей клиента — это успешная продажа в будущем. Чтобы установить доверительные отношения и выявить истинные потребности покупателя, важно умело задавать вопросы.
Для поддержания диалога с потенциальным клиентом рекомендуем задавать открытые вопросы в начале и середине разговора.
Закрытые вопросы могут создать впечатление, что разговор подошел к концу. Используйте их с осторожностью, чтобы не показаться собеседнику грубым или резким.
Например, в день скидок продавцы часто сразу предлагают покупателям товары со сниженной ценой, считая, что всем нужна экономия. Однако, не все ищут только дешевые вещи. Многие клиенты приходят в магазин с целью приобрести качественные брендовые товары, которые подчеркнут их статус и индивидуальность. Услышав о скидках, такие покупатели могут решить, что в этом магазине они не найдут ничего подходящего и уйдут.
Понимание потребностей клиента позволит:
Выбирайте подходящие по типу и форме вопросы, избегайте наводящих и сложных конструкций. Ведите беседу в непринужденной манере, проявляйте искренний интерес к проблемам клиента и не торопите его с ответами.
Самый недооценённый способ повысить продажи офлайн — и никто из конкурентов о нём даже не думает
Вы знали, что запах свежей выпечки может повысить выручку пекарни на 27%, а аромат цитруса заставляет покупателей проводить на 21% больше времени в магазине?
Исследование ScentAir показало, что 85% крупных мировых брендов (IKEA, LOreal, Adidas, Starbucks) используют аромамаркетинг для увеличения продаж
и улучшения имиджа.
Стоимость оборудования для ароматизации — от 8 500 ₽.
Это как стоимость одного клиента в контекстной рекламе.
Только аромамаркетинг работает каждый день, 24/7, без списаний со счёта.
Факты из наших кейсов:
Кейс: стоматологическая клиника в Санкт-Петербурге установила ароматизацию.
Результат:
И всё это за копейки. Пока другие тратят деньги на рекламу, вы влияете на эмоции клиентов внутри вашего пространства.
Мы собрали все кейсы и цены в одной PDF-презентации. Это может быть самым простым и недорогим апгрейдом для вашего бизнеса. И нет, наша PDF-презентация не пахнет — это единственный наш продукт без аромата успеха.
Самый недооценённый способ повысить продажи офлайн — и никто из конкурентов о нём даже не думает
Вы знали, что запах свежей выпечки может повысить выручку пекарни на 27%, а аромат цитруса заставляет покупателей проводить на 21% больше времени в магазине?
Исследование ScentAir показало, что 85% крупных мировых брендов (IKEA, LOreal, Adidas, Starbucks) используют аромамаркетинг для увеличения продаж
и улучшения имиджа.
Стоимость оборудования для ароматизации — от 8 500 ₽.
Это как стоимость одного клиента в контекстной рекламе.
Только аромамаркетинг работает каждый день, 24/7, без списаний со счёта.
Факты из наших кейсов:
Кейс: стоматологическая клиника в Санкт-Петербурге установила ароматизацию.
Результат:
И всё это за копейки. Пока другие тратят деньги на рекламу, вы влияете на эмоции клиентов внутри вашего пространства.
Мы собрали все кейсы и цены в одной PDF-презентации. Это может быть самым простым и недорогим апгрейдом для вашего бизнеса. И нет, наша PDF-презентация не пахнет — это единственный наш продукт без аромата успеха.
Самый недооценённый способ повысить продажи офлайн — и никто из конкурентов о нём даже не думает
Вы знали, что запах свежей выпечки может повысить выручку пекарни на 27%, а аромат цитруса заставляет покупателей проводить на 21% больше времени в магазине?
Исследование ScentAir показало, что 85% крупных мировых брендов (IKEA, LOreal, Adidas, Starbucks) используют аромамаркетинг для увеличения продаж
и улучшения имиджа.
Стоимость оборудования для ароматизации — от 8 500 ₽.
Это как стоимость одного клиента в контекстной рекламе.
Только аромамаркетинг работает каждый день, 24/7, без списаний со счёта.
Факты из наших кейсов:
Кейс: стоматологическая клиника в Санкт-Петербурге установила ароматизацию.
Результат:
И всё это за копейки. Пока другие тратят деньги на рекламу, вы влияете на эмоции клиентов внутри вашего пространства.
Мы собрали все кейсы и цены в одной PDF-презентации. Это может быть самым простым и недорогим апгрейдом для вашего бизнеса. И нет, наша PDF-презентация не пахнет — это единственный наш продукт без аромата успеха.
Мария Земскова
Основатель SUN SCENTS
Скачайте бесплатно 4 материала, которые помогут увеличить прибыль на 30% за 1 месяц
Узнайте, как превратить ваше пространство в точку притяжения для клиентов и увеличить прибыль.
Мы собрали 4 ценных материала, которые помогут вам создать уникальную атмосферу и выделиться среди конкурентов. Примените проверенные на практике рекомендации, которые заставят посетителей чувствовать себя комфортно и возвращаться к вам снова.
Скачайте бесплатно
4 материала, которые помогут увеличить прибыль на 30% за 1 месяц
Узнайте, как превратить ваше пространство в точку притяжения для клиентов и увеличить прибыль.
Мы собрали 4 ценных материала, которые помогут вам создать уникальную атмосферу и выделиться среди конкурентов. Примените проверенные на практике рекомендации, которые заставят посетителей чувствовать себя комфортно и возвращаться к вам снова.
Мария Земскова
Основатель SUN SCENTS
Скачайте бесплатно 4 материала, которые помогут увеличить прибыль на 30% за 1 месяц
Узнайте, как превратить ваше пространство в точку притяжения для клиентов и увеличить прибыль.
Мы собрали 4 ценных материала, которые помогут вам создать уникальную атмосферу и выделиться среди конкурентов. Примените проверенные на практике рекомендации, которые заставят посетителей чувствовать себя комфортно и возвращаться к вам снова.
Мария Земскова
Основатель SUN SCENTS
План на 30 дней: Как внедрить ароматизацию в ваш бизнес и увидеть результат
Уже скачали 978 человек