О чем речь? Правила розничной торговли — требования, предъявляемые к работе продавцов, реализующих товар штучно и небольшими партиями. Они нацелены на защиту и соблюдение прав потребителей и делают взаимодействие прозрачным и понятным.
На что обратить внимание? Для ведения определенных видов розничной торговли необходимо получить лицензию. Также уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности. Нарушение правил влечет за собой штрафные санкции вплоть до закрытия торговой точки.
Это процесс продажи товаров и услуг штучно и небольшими партиями конечным потребителям, приобретающим их для удовлетворения собственных или семейных нужд. Основная цель данного вида торговли заключается в продвижении продукции от производителя к покупателю. При этом потребителями обычно выступают частные лица.
Источник: Blake Wisz / unsplash.com
Особенность правил розничной торговли в том, что реализация товаров происходит в определенном месте, будь то магазин с физическим адресом или онлайн-платформа с пунктами выдачи и услугой доставки на дом. Для оптового сбыта характерны более разнообразные способы: товар может поступать напрямую с заводов или через посредников.
Правила осуществления розничной торговли охватывают не только реализацию разнообразных товаров и услуг, но и несколько более специфичных задач. В их числе:
Правила работы розничной торговли представляют собой комплекс обязательств продавца перед конечными потребителями, который варьируется в зависимости от формата ведения бизнеса.
Сегодня в сбыте задействованы миллионы предприятий, и все они обязаны соблюдать единые правила организации розничной торговли по законодательству. Их ключевые аспекты:
Этот раздел включает обширный список требований, особенно для компаний, ведущих розничную торговлю продуктами питания. Предприятия должны предоставлять проверяющим органам отчеты о состоянии систем канализации, вентиляции, отопления, а также холодильного и осветительного оборудования.
Важной частью санитарных норм является также документация, связанная с охраной труда сотрудников.
Нормы ее должны соблюдаться в помещениях торговой точки и на прилегающих территориях. Разработка и утверждение плана эвакуации на случай возгорания или задымления является обязательной. Также торговые точки должны быть оснащены огнетушителями и пожарной сигнализацией. Все сотрудники проходят инструктаж по действиям в случае возгорания, а курение в рабочих зонах строго запрещено.
Для учета товарных операций и работы с поставщиками применяется специальное программное обеспечение. Согласно правилам розничной торговли, каждый покупатель должен получать кассовый чек, а все кассовое оборудование — передавать данные в ИФНС автоматически.
Обеспечение комфортных условий для посетителя является одной из ключевых задач розничной торговли. Сотрудники обязаны консультировать клиентов по ассортименту, предлагать различные способы оплаты, качественную упаковку, обеспечивать предоставление измерительных приборов.
Соблюдение данных правил розничной торговли важно не только для повышения уровня сервиса, но и для обеспечения безопасности как покупателей, так и персонала предприятия.
Аромамаркетинг — это современная маркетинговая стратегия, в которой амбре используются для создания положительных ассоциаций с продуктом или услугой и привлечения клиентов.
В условиях перегрузки зрительной и звуковой информацией традиционные рекламные методы часто оказываются менее действенными. Аромамаркетинг позволяет добиваться необходимого эффекта, воздействуя на обоняние, и может использоваться при более низких затратах на рекламу.
Главная задача — формирование устойчивой связи «запах-образ», когда, чувствуя знакомый аромат, человек сразу вспоминает продукт/бренд, ассоциированный с ним. Результаты исследований показывают, что приятный запах мотивирует к покупке 84 % потребителей. При этом ароматы запоминаются в 100 раз лучше зрительных или слуховых образов, и спустя год о них помнят около 60 % опрошенных.
Методы аромамаркетинга широко используются в гостиничном и ресторанном бизнесе, розничной торговле, в индустрии развлечений. При правильном подборе амбре, например, в казино выручка может увеличиться на 50 %.
Считается, что аромамаркетинг может увеличить продажи на 15—70 %. Однако важно помнить, что сам по себе запах не обеспечивает резкого роста продаж. Его задача — сформировать атмосферу, что сделает процесс покупки более приятным и удобным, а также мотивирует клиента вернуться.
В конце 2020 года Правительство РФ выпустило Постановление № 2463, которым были утверждены новые правила розничной торговли. Эти обновленные положения регулируют договоры купли-продажи товаров и действуют с 1 января 2021 года по 1 января 2027 года.
Основные аспекты, касающиеся прав покупателей и обязанностей реализаторов, остались прежними. Однако некоторые из прежних норм были признаны устаревшими и исключены из правил розничной торговли Российской Федерации, чтобы сделать их более актуальными.
Источник: rupixen / unsplash.com
Теперь продавцам больше не требуется:
В новых правилах розничной торговли были добавлены положения, разработанные на основе предыдущей практики:
Продавцам также необходимо разместить правила розничной торговли на видном месте в магазине и на сайте, чтобы покупатели могли с ними ознакомиться. Обновленный документ следует распечатать и разместить в уголке потребителя. Подробнее: п. 11.
Эти новые правила розничной торговли РФ (Российской Федерации) призваны улучшить взаимодействие между продавцами и покупателями, сделав его более прозрачным и удобным для обеих сторон.
В большинстве случаев не требуется специального разрешения. Однако по правилам розничной торговли для продажи некоторых категорий товаров лицензия обязательна, чтобы деятельность соответствовала требованиям закона. Она потребуется, если вы планируете продажу следующих видов продукции:
Кроме получения лицензии, некоторые виды деятельности требуют уведомления о начале работы. Это правило распространяется на розничных и оптовых продавцов, если они работают по следующим кодам ОКВЭД:
Для оптовой торговли обязательное уведомление требуется по следующим кодам ОКВЭД:
До начала работы по этим кодам ОКВЭД предприниматели обязаны сообщить в Роспотребнадзор, подав два экземпляра уведомления. Это можно сделать лично, заказным письмом с описью вложений, или в электронном виде, заверив документ цифровой подписью.
Источник: Mike Petrucci / unsplash.com
Таким образом, правила розничной торговли отдельными видами товаров предполагает, что лицензия является обязательной, и реализаторы также должны вовремя уведомить органы надзора о начале работы, чтобы соблюсти все требования законодательства.
В данной сфере на компанию-продавца могут наложить штраф за различные отклонения от правил розничной торговли. Вот основные правонарушения и размеры штрафов:
Также одним из частых нарушений правил розничной торговли, которое может повлечь санкции, является неверный размер сдачи покупателю. Неполная сумма рассматривается как обман потребителя, что регулируется ст. 14.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В этом случае штраф для продавцов составляет от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц — от 10 до 30 тысяч рублей, а для юридических — от 20 до 50 тысяч рублей.
Соблюдение правил розничной торговли и внимательное отношение к расчетам с покупателями помогут избежать значительных санкций и проблем с контролирующими органами.
Сфера розничной торговли остается одной из наиболее динамично развивающихся областей экономики. Количество таких предприятий ежегодно увеличивается. Их основной задачей является создание условий, при которых покупатель сможет приобрести товар с высоким уровнем обслуживания и надлежащего качества.
Розничная торговля ими возможна только для аптечных организаций, индивидуальных предпринимателей, а также медицинских учреждений, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность. Продажа осуществляется и через обособленные подразделения таких организаций — амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры общей врачебной практики; важно, чтобы они располагались в сельских поселениях, где нет аптек.
Для открытия бизнеса в этой сфере предпринимателю нужно выбрать организационно-правовую форму — удобнее всего открыть ИП, так как это упрощает процесс регистрации. Для оформления понадобятся паспорт, ИНН и договор аренды.
По истечении 5-дневного срока предприниматель получает свидетельство о регистрации и подтверждение на использование упрощенной системы налогообложения (УСН). Для аромамаркетинга подойдут коды ОКВЭД 24.51.4 (производство средств для дезодорирования и ароматизации воздуха) и 52.33.2 (розничная торговля туалетным и хозяйственным мылом).
После открытия ИП нужно подать заявление на переход на УСН, предполагающей 6 % от валовой выручки, что освобождает от других налогов и делает учет более простым. Также понадобится разрешение СЭС — подтвердит, что оборудование и ароматизаторы безопасны для здоровья.
Ароматические установки работают на принципах холодной диффузии или сухого распыления, не требуя термической обработки и химических реакций. Их можно установить как отдельно, так и встраивать в вентиляцию. Технологии позволяют безопасно ароматизировать помещения разных площадей: от небольших бутиков до гипермаркетов и аэропортов.
На основании контрольных закупок, налоговых проверок, жалоб покупателей. Иногда подобные проверки используются как способ конкурентной борьбы. Лучший способ избежать штрафов — строгое соблюдение правил розничной торговли и законов, что обеспечит стабильность бизнеса.
Понимание и знание правил розничной торговли помогут развивать бизнес, избегая нарушений и штрафных санкций.
Изображение на шапке статьи: Clark Street Mercantile / unsplash.com